Во многих сферах нашей жизни принято сначала попробовать товар, прежде чем его купить. Автодилеры предлагают клиентам проехаться на новой машине, чтобы показать все ее преимущества, создатели программных или онлайн-продуктов предоставляют пользователям пробный бесплатный период. Да и для предприятий пищевой индустрии такой подход не в новинку – достаточно вспомнить дегустации новых продуктов в супермаркетах. А как работает эта схема с упаковочным оборудованием для продуктов питания? Об это подробно рассказал руководитель российского представительства SN Maschinenbau Анатолий Ширлин.
Тест оборудования под новый продукт
Это наиболее распространенный случай. Предприятие хочет выпускать новый продукт, сделать ребрендинг существующего товара или расширить уже имеющуюся линейку. Сюда же относятся ситуации, когда необходимо изменить тип упаковки. В подобных случаях важно на первых этапах оценить эффективность самой упаковочной идеи – материала и формы упаковки, эргономичность использования.
Решить эту задачу можно, заказав уже готовую пробную упаковку и расфасовав в нее продукт ручным или полуавтоматическим способом. Но подобный механизм не очень эффективен. Низкая скорость фасовки, высокая цена упаковки. Себестоимость продукта в упаковке получается высокой, а продажи могут обернуться серьезными убытками. Часто производитель уходит в минус при запуске нового продукта и не возвращает расходы. Это связано в основном с тем, что цена товара непосредственно в магазине оказывается или более высокой, чем у конкурентов, или выше ожиданий самих покупателей.
Как же определить потенциальный объем выпуска продукта, чтобы обеспечить оптимальный баланс между себестоимостью в упаковке и продажами? Конечно, делать это наугад ни в коем случае нельзя. Необходимо заранее протестировать, как будет работать оборудование с конкретным типом упаковки, его точность и скорость дозирования.
Тут есть один важный момент. Не всегда изменение дизайна, формы и других характеристик упаковки ведет к увеличению продаж. Бывает и обратный эффект, когда обновление приводит к тому, что потребитель не находит знакомый продукт на полке и покупает товар конкурента. Поэтому сразу закупать новое оборудование под обновленную упаковку рискованно. Сначала нужно протестировать идею, убедиться, что она будет востребована на рынке. Для этого чаще всего проводят маркетинговые исследования, в которых небольшая «тестовая» партия товара оценивается фокус-группой. И уже после этого можно формировать отпускную цену и рассчитывать примерные объемы продаж.
Оптимизация мощности и затрат
Еще одна довольно распространенная ситуация, с которой сталкиваются пищевые предприятия, – необходимость увеличения мощности. Полная замена производственного оборудования требуется далеко не всегда. Поэтому в первую очередь важно дать оценку эффективности уже существующих упаковочных машин. Сделать это можно по следующей формуле:
Э = (Nп*t)/Nф, где:
Nп – это количество выпускаемых упаковок в минуту по паспортным данным;
t – продолжительность смены в минутах;
Nф – фактически изготовленное количество упаковок.
Если полученное значение меньше 70 %, то следует подумать о замене оборудования. Ведь потеря 25–28 % эффективности может принести убытки в размере 10 млн рублей в год и более.
Но перед покупкой оборудования можно взять его в аренду, на пробу. Этот же подход актуален и в случаях, когда нужно срочно увеличить существующие мощности без крупных вложений. Например, пандемия COVID-19 на первых этапах вызвала у населения резкий рост спроса на крупы и товары первой необходимости. Многие производители из-за этого столкнулись с необходимостью увеличивать объем поставок и испытали нехватку мощностей.
По схожему сценарию происходит пиковое потребление, приуроченное к определенному событию или периоду. Например, если необходимо произвести определенное количество упаковок под масштабное спортивное мероприятие (чемпионат мира, Олимпиада и пр.). В подобных случаях всегда целесообразнее арендовать оборудование, а не покупать его.
Нужно учесть, что протестировать технику на своем заводе у вас вряд ли получится. Да и это не имеет особого смысла. Ведь машину нужно сначала изготовить, дождаться доставки, установить и только потом провести тест-драйв. Это долго и дорого. Поэтому производители оборудования всегда располагают парком лабораторных или тестовых машин. Их можно довольно быстро адаптировать под задачи заказчика и использовать для пробного производства в течение 3–6 месяцев. При этом вы будете платить только за аренду.
Итоги
Резюмируем вышесказанное:
- Если вам нужна новая упаковка для вывода продукта на рынок, то работайте в одной связке с командой маркетинга. Обязательно рассчитайте объем продаж.
- Определитесь с желаемым упаковочным решением, рассчитайте точность дозирования и объем производства, необходимый для своевременной поставки товара в магазины с учетом спроса и имеющихся договоренностей. Обговорите эти вопросы с компанией, которая организует тест-драйв оборудования.
- Если вы уже располагаете мощностями для упаковки, оцените их возможности и производительность. Возможно, будет достаточно просто перенастроить существующие машины под новые задачи – например, под резкое изменение спроса.
- Покупка или долгосрочная аренда оборудования имеет смысл только если товар уже успешно зашел на рынок.
Следуя этим советам, вы сможете снизить производственные издержки и минимизировать упаковочную составляющую в конечной стоимости продукта.