- Как сделать копакинг успешным?
- Модели применения копакинга
- Преимущества копакинга:
- Примеры успешных кампаний
Слово «копакинг» или co-packing, подразумевающее упаковывание в наборы взаимодополняющих товаров, уже прижилось в маркетинговой терминологии и обросло интересными фактами. Стратегия бурно развивается на Западе, где показательным примером является североамериканский рынок копакинга, который прирастает в среднем на 12 % в год. Это в Европе, а что в России?
В России также виден рост предприятий по услугам упаковки, но больше в области групповой и промоупаковки, нежели в процессе серийной упаковки. Чтобы понять причины этого, нужно изучить, что является успехом в копакинге.
Основой является эффективный процесс упаковки продукта клиента в требуемую тару. Для него это выгодно: нет необходимости увеличивать свои мощности, чтобы покрыть требуемый объем, соответственно эта услуга удобна в случае сезонного роста продаж или вывода на рынок нового продукта или упаковки.
Если с сезонным ростом все понятно, то вывод на рынок нового продукта или упаковки — это не только упаковочные мощности, но еще и процессинг, который позволит производить продукт согласно рецепту клиента. С этим есть определенные проблемы, а именно: процессинговое оборудование должно быть производительно, эффективно и иметь возможность быстрой смены рецепта или функционала. Все вышеперечисленное определяет стоимость и функционал оборудования, и при таких требованиях оно достаточно дорогое. Обычно клиенты у компаний по коммерческой упаковке не готовы инвестировать в оборудование, они готовы платить только за выпущенную упаковку и в этом случае копакеру необходимо инвестировать большие средства в процессинг, а это инвестиции с окупаемостью в течении 3–5 лет. Значит, и контракт должен покрывать этот срок с гарантией.
Та же история и с упаковкой. Машины должны иметь возможность быстрой смены формата, размера и объема, что влияет на стоимость оборудования. И здесь есть четкая зависимость: чем дешевле, а значит проще и примитивнее, тем выше стоимость упаковки на данном оборудовании. И получается, что клиент получает конечный продукт по очень высокой стоимости, и это сильно снижает его конкурентоспособность на полке. Поэтому если проект получается успешным, то клиент копакера закупает свое оборудование и уходит от своего партнера по упаковке. А это влияет на риски окупаемости оборудования в целом.
Как сделать копакинг успешным?
Компаниям, которые собираются создавать бизнес по упаковке, или тем, кто уже на этом рынке, нужно открывать не просто фасовочный цех, а предлагать клиенту «добавочную стоимость» как преимущество, которое не позволит последнему уйти от копакера сразу, как проект пойдет в гору. Это конечно же:
- и качественное оборудование, имеющее максимально низкие операционные затраты;
- и процессинговая техника (жарочные печи, смесители, варочное оборудование), которая может быть быстро настроена на рецепт клиента и позволить контролировать точность приготовления;
- и сервис, гарантии качества упаковки и продукта внутри.
Многие скажут, что у нас так и есть. Но это проверить очень легко. Если ваше оборудование загружено по факту 24 часа в сутки, но операционная эффективность составляет не более 50–60 %, значит, что низких операционных затрат невозможно достичь, поскольку они возможны при эффективности выше 75 %. В результате текущие затраты или распределяются по стоимости одной упаковки и для клиента это уже высокая цена, или они не учитываются, тогда большая часть доходов «сжирается» высокой операционкой, что не дает увеличивать капитализацию предприятия.
Как итог, глубокая модернизация производственных процессов, поиск уникальной «добавочной стоимости» в сочетании с рыночной ценой конечной услуги позволят коммерческим упаковщикам получить желаемый успех в балансе с хорошим ростом капитализации.
Модели применения копакинга
- Переупаковка продукта. Например, специально к акции или государственному празднику, для клиентов определенной торговой сети. Компании-копакеры предлагают большой выбор материалов, способов оформления, разрабатывают уникальный дизайн для бренда и делают все это очень быстро.
- Проверка эффективности новой упаковки. С копакингом можно выпустить пробную партию продуктов, не вкладываясь в новую производственную линию. Актуально для крупных производителей и стартапов.
- Подарочные или акционные наборы. В такой модели копакинга могут участвовать продукты одного или разных брендов. Например, шампунь и бальзам для волос, шампанское и шоколад, кофе и чашка, смарт-часы и смартфон. Чтобы привлечь внимание клиента, продавец устанавливает цену ниже, чем на те же продукты, купленные по одному. Часто в наборы входят товары лимитированных серий, с нестандартным дизайном.
Преимущества копакинга:
- Снижение затрат компании. Не нужно покупать оборудование для упаковки продукта, обслуживать его, оплачивать труд персонала.
- Гибкость и скорость. У копакеров уже отлажен производственный процесс, поэтому они быстро реагируют на изменения спроса и могут выпускать даже маленькие партии продуктов.
- Экспертность. У компаний-копакеров большой опыт и база готовых проектов по упаковке товаров. Поэтому они сразу понимают, что именно нужно вашим клиентам, и разрабатывают предложение для конкретного бренда.
- Сокращение рисков. Копакинг позволит вам делегировать часть задач — вам не нужно разбираться с настройками оборудования, техническими сбоями и другими возможными проблемами. Вы получите свой заказ вовремя.
- Концентрация на ключевых задачах. Вы передаете производство и упаковку продуктов компании-копакеру и можете заняться развитием бренда и привлечением новых клиентов.
Примеры успешных кампаний
Компания Danone постоянно придумывает новые решения для бренда «Растишка». Среди них были магниты, оживающие персонажи и многое другое. В августе 2023 года Danone вступила в коллаборацию с создателями мультсериала «Смешарики». К 20-летию сериала на продуктах «Растишки» появились любимые персонажи маленьких клиентов.