В основе многих стартапов лежит идея, как сделать уже существующий товар лучше, вкуснее и привлекательнее для потребителей. Далеко не одна торговая марка начиналась с компании по продаже чьей-то продукции. И каждый раз владельцы такого бизнеса задают себе одни и те же вопросы. А будет ли продаваться мой продукт? Правильно ли мы выбрали формат? Вдруг вкус не понравится покупателям и нужно изменить его?
Если вы решили всерьез заняться производством продуктов питания, то в первую очередь вам нужен технолог. Причем не просто специалист с дипломом, а настоящий энтузиаст, который хочет и, главное, умеет делать продукцию еще вкуснее, интереснее и выгоднее.
Если вы смогли заполучить такого профессионала, значит, самое время рассчитать себестоимость готового продукта. Этот этап ни в коем случае нельзя пропускать. Многие начинающие предприниматели сначала закупали оборудование, находили помещения, делали другие необходимые инвестиции, ожидая быстрого получения прибыли. В итоге часто оказывается, что какие-то затраты не были учтены, характеристики машин отличались от заявленных производителем. Итогом становится резкий рост себестоимости продукта, из-за чего он не может конкурировать с более доступными товарами конкурентов.
Чтобы избежать подобного развития событий, можно обезопасить себя тем, что организовать выпуск первых партий продукции без больших инвестиций в собственное оборудование. Провести своего рода «тест-драйв» идей и товара. Ниже приведем 2 способа это сделать:
1. Ручной труд.
Принцип здесь довольно простой. Нанимаете нужное количество низкоквалифицированных работников и все операции производите вручную (изготовление, дозирование, упаковка и пр.). Плюс в этом случае очевиден – не нужно вкладывать много денег в технологическое оснащение. Минусов же намного больше:
- большое скопление людей. Как показал опыт последних лет (особенно в ковидную эпоху), высокая плотность работников на производстве часто приводит к массовым заражениям. В результате из, скажем, 40 нанятых сотрудников на работу будут приходить всего 5–10. Из-за этого эффективность упадет в разы, что приведет к срыву сроков поставки продукта в магазины, штрафам, убыткам и испорченным отношениям с партнерскими торговыми сетями;
- человеческий фактор. Тут, прежде всего, нужно отметить воровство и лень. Часто в коллективе появляется «бригадир», который сам устанавливает, с какой скоростью работает коллектив. Итого, вы можете нанять огромный штат, а эффективность их будет на уровне паровоза;
- кажущаяся дешевизна. Да, зарплаты мигрантов из соседних южных стран не очень велики. Но всегда есть дополнительные риски. Например, штрафы от миграционной службы, проверки надзорных органов и пр.
Резюмируем. Такой вариант не требует больших инвестиций, но не обеспечивает нужной производительности и связан с большими рисками.
2. Передача выпуска продукции на аутсорсинг.
Этот способ на первый взгляд хорош. Заказчик платит только за изготовленную продукцию и не вкладывается в оснащение производства. Но «подводные камни» все же имеются:
- защита интеллектуальной собственности. Если вы решили вывести на рынок оригинальный продукт с уникальной рецептурой или специальными свойствами, то придется при подписании контракта на аутсорсинг добиться гарантий от контрагента, что тот не будет использовать вашу технологию для производства товара и под своим брендом тоже;
- низкая маржа. Основную часть прибыли будет получать производитель, а автору идеи положен всего лишь небольшой процент. При этом вся ответственность за реализацию и возможный провал продукта лежит на заказчике.